Как оценить места скопления людей?
В статье мы рассказываем о таком базовом геомаркетинговом показателе как плотность населения и особенностях его интерпретации. Визуализация информации о проживающем населении дает хорошую основу для принятия решения при оценке потенциального местоположения объекта. Наличие высокой численности населения в зоне обслуживания уже может быть хорошим поводом для размещения торгового объекта.
В обыденном понимании плотность населения отражает численность населения в пределах определенной площади. Чаще всего имеется в виду плотность в пределах районов или микрорайонов, которая выражается в количестве человек приходящихся на 1 кв.км или кв.м. Этот показатель часто используется для сравнения характеристик районов между собой, но он все меньше устраивает многих аналитиков, так как не отражает реальной картины. Хороший пример – район Ясенево, в котором проживает 177 014 чел., площадь района составляет более 25 кв.км., а плотность населения — 6,9 тыс. чел. на кв.км. При этом, жилая застройка, где непосредственно проживают люди, занимает площадь всего около 6 кв.км., а остальные 19 кв.км., – это лесопарковая зона и другие не заселенные территории. Таким образом, получается, что на самом деле плотность населения составляет 29,5 тыс. чел. на кв.км. Этот показатель в градостроительстве называются плотностью жилой застройки.
Для визуализации плотности населения применяются различные методы, в том числе heatmap или так называемые «тепловые карты», достоинство этого метода – хорошая наглядность, основной недостаток – отсутствие метричности – нет возможности измерить явление и получить его численные характеристики для анализа.