Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить максимальное удобство использования сайта
Технологии геомаркетинга
22.06.2015

Как оценить места скопления людей?

В статье мы рассказываем о таком базовом геомаркетинговом показателе как плотность населения и особенностях его интерпретации. Визуализация информации о проживающем населении дает хорошую основу для принятия решения при оценке потенциального местоположения объекта. Наличие высокой численности населения в зоне обслуживания уже может быть хорошим поводом для размещения торгового объекта.

В обыденном понимании плотность населения отражает численность населения в пределах определенной площади. Чаще всего имеется в виду плотность в пределах районов или микрорайонов, которая выражается в количестве человек приходящихся на 1 кв.км или кв.м. Этот показатель часто используется для сравнения характеристик районов между собой, но он все меньше устраивает многих аналитиков, так как не отражает реальной картины. Хороший пример – район Ясенево, в котором проживает 177 014 чел., площадь района составляет более 25 кв.км., а плотность населения — 6,9 тыс. чел. на кв.км. При этом, жилая застройка, где непосредственно проживают люди, занимает площадь всего около 6 кв.км., а остальные 19 кв.км., – это лесопарковая зона и другие не заселенные территории. Таким образом, получается, что на самом деле плотность населения составляет 29,5 тыс. чел. на кв.км. Этот показатель в градостроительстве называются плотностью жилой застройки.

Для визуализации плотности населения применяются различные методы, в том числе heatmap или так называемые «тепловые карты», достоинство этого метода – хорошая наглядность, основной недостаток – отсутствие метричности – нет возможности измерить явление и получить его численные характеристики для анализа.
тепловая карта размещения населения
Поэтому для более качественного сравнения и анализа локаций (в отношении плотности населения) предлагается использовать более метричный способ визуализации — построение локальной плотности населения. В нем в качестве количественной характеристики используется не численность населения на единицу площади, а число человек, проживающих в окружности определенного радиуса (в виде радиуса указывается радиус зоны обслуживания анализируемого объекта).

Так, например, для, малых продуктовых магазинов можно использовать радиус 300 метров, что отражает 5-ти минутную пешеходную доступность.
плотность населения изолинии
Для крупных объектов можно использовать радиус 1000 метров. Таким образом, карты на одну и ту же территорию будут значительно различаться между собой. На картах подписаны линии, отображающие одинаковое значение численности населения в радиусе, выбранном при визуализации (пример г. Екатеринбург).
плотность населения изолинии
На основе таких карт специалист может легко получить данные о численности населения в зоне обслуживания анализируемого объекта, для этого нужно всего лишь определить его местоположение на карте.

Об авторе
Имангалин А.Ф. Кандидат географических наук, защитил диссертацию на тему моделей оптимального размещения коммерческих объектов. Сооснователь компании SmartLoc, активно развивает геомаркетинговые проекты с 2010 года