Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить максимальное удобство использования сайта
Как измерить транспортную доступность?
25.04.2016

Особенности моделирования транспортной доступности

Транспортная доступность — одно из основных понятий геомаркетинга, фактор формирования торговых зон, зон обслуживания и зон охвата изучаемых объектов. Поэтому моделирование и оценка транспортной доступности — это фундаментальная основа любого геомаркетингового исследования. Мы решили поделиться опытом и проиллюстрировать основные особенности оценки транспортной доступности, которые возникают в нашей работе и которые стоит учитывать при анализе.

1. Расстояние по прямой линии или по дорожной сети

При оценке транспортной доступности важно учитывать реальную дорожную сеть. Результаты анализа с использованием расстояния «по прямой линии» (буферных зон) всегда намного более оптимистичны, чем реальная ситуация. На рисунках видно насколько меньше реальная зона доступности 1, 2 и 3 км. при учете реальной дорожной сети.
2. Влияние автомобильных пробок

Анализируя зоны транспортной доступности, мы всегда учитываем загруженность дорог и ситуацию с пробками. На рисунках показано как отличаются зоны транспортной доступности (5, 10, 15 мин.), построенные без учета пробок, от зон доступности, построенных с использованием данных о загруженности дорожной сети.
3. Личный и общественный транспорт

Значительная часть клиентов многих торговых объектов использует общественный транспорт для своих повседневных целей. Поэтому при изучении подобных объектов важно анализировать доступность не только на личном транспорте, но и на общественном. Наш опыт, технологии и данные позволяют нам учитывать эти факторы. Ниже мы видим насколько может отличаться доступность одного объекта на разных видах транспорта
4. Доступность при движении «ОТ» объекта и «К» объекту

Особенности структуры дорожной сети, такие как наличие развязок, а также автомобильные пробки делают важным еще один аспект моделирования транспортной доступности. Это анализ доступности в двух направлениях – «от» объекта и «к» объекту. Как показывает практика, зоны доступности в этих двух случаях могут различаться более чем в 2 раза. Если этого не учитывать, то под вопросом могут оказаться итоговые результаты всего геомаркетингового исследования.
Приведенный ряд примеров наглядно иллюстрируют важность системного подхода к пространственному анализу информации и использование современных геомаркетинговые технологий. © SmartLoc

Об авторе
Сомов Э.В. Кандидат географических наук, эксперт по геоаналитике и геоинформационному моделированию. Доцент Высшей школы Экономики, сооснователь компании SmartLoc
Воспользуйтесь системой SmartLoc